Итак настало время второй и последней лекции из раздела ознакомления с алхимией.

 

В отличие от ван Хельмонта   Гельвеций, признанный авторитет в области медицины, скептически относился к алхимии. В 1666 году Гельвеция посетил незнакомец, показавший ему три кусочка камня, «каждый размером с небольшой грецкий орех, прозрачный, бледносерого цвета». После долгих уговоров незнакомец согласился дать Гельвецию кусочек этого материала. Когда Гельвеций посетовал, что тот слишком мал, незнакомец разрезал его надвое и отдал половину. После ухода незнакомца Гельвеций окунул камень в воск и разогрел его в атанаре с пол-унцией свинца. Он сомневался, что из этого мо­жет что-нибудь получиться, однако через четверть часа сви­нец превратился в золото, высокое качество которого было подтверждено анализом.

Эти свидетельства совершенно ясны, четки по сравнению с теми описаниями Камня, которые дают большинство алхимиков. Они говорят, что Камень существует повсюду в природе, однако считается бесполезным. Он состоит из животного, растительного и минерального начал; он обладает телом, душой и духом; плоть и кровь его растут и увеличиваются; он создан из огня и воды. Это камень и не камень, его знают все и никто, им пренебрегают и в то же время он невообразимо ценен, он исходит от Бога и не от Бога. Указания по его изготовлению зашифрованы самыми разнообразными символическими кода­ми. «Свяжи раба дважды и заточи его трижды, — говорится в книге, приписываемой алхимику и астрологу XIII века Арнальду из Виллановы. — Облачи его в белейшее полотно, а если он непослушен, снова заключи его в темницу. Заставь его приз­наться. На третью ночь дай ему белую жену. И он оплодотво­рит ее. И она даст жизнь тридцати сыновьям, которые превзойдут своего родоначальника». Алхимик-розенкрейцер Михаил Майер, умерший в 1622 году, говорил: «От мужчины и женщины сделай круг, потом квадрат, потом треугольник и снова круг, и ты получишь Философский Камень».

Алхимики окутывали процесс производства Камня покровом тайны, что нередко смущало других алхимиков и делало их искусство еще более непознаваемым, так как совершавшиеся действия были не только химического, но и мистического свойства. Зачастую алхимия воспринимается как затянувшаяся глупая прелюдия к химии, однако это наименее интересный взгляд нее. Философский камень не только превращает металлы в золото. Он также совершает духовное преобразование человека из состояния земной нечистоты в небесное совершенство. Некоторые алхимики никогда даже не приближались к лаборатории и осмеивали попытки изготовить золото с целью обогащения, но многие из тех, кто с надеждой трудился над печами и атанарами, полагали, что Камень может быть добыт только теми, кто достиг глубокого понимания сокровенных тайн Вселенной. Эти тайны не могут быть выражены простым языком, и не только потому, что их обладателями станут недостойные. Они могут быть переданы только путем символов и аллегорий, а полный объем их смысла может быть уловлен лишь благодаря мистическому переживанию.

 

Д/з: 1) Из чего состоит камень по мнению большинства алхимиков?.

        2) С какой наукой переплетается алхимия из высказывания М.Майера (подумайте внимательно)?

        3) Какие преобразования делает Камень с алхимиками?

Домашки присылайте по адресу eviloracle@rambler.ru  

Hosted by uCoz